shuster (shuster) wrote,
shuster
shuster

Секрет задачки про питерский банк

Открываю секрет задачки про питерский банк (все ответы-комментарии к посту я раскрыл - можно полюбопытствовать).


В задачке, конечно, есть хитрость. На самом деле я в первую очередь смотрю не на содержание ответов, а на их число. И вот почему:

Дураки в консультанты не идут. В подавляющем большинстве случаев, если человек ищет работу консультанта - он считает себя умным. И, как правило, таковым является. Но у умных людей есть одна общая особенность: 99% задач, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, слишком просты для них и решаются "с ходу", не требуя тщательного анализа и размышлений. Очень скоро умные люди привыкают не думать, сразу выдавая варианты решения на основании уже накопленного большого опыта, пользуясь своими быстрыми мозгами. И в 99% случаев этого достаточно. Но, увы, (или наоборот - к счастью) консультанты как раз и нужны для решения того одного процента задач, которые с ходу не решаются... Задачка про питерский банк помогает мне выявлять тех, кто не разучился думать всерьёз :)

Любой нормальный человек способен удержать в сфере своего внимания 7 объектов. Реже - до 12 объектов. Больше - только гении. Что за объекты, которые нам нужно удержать в сфере внимания? Это могут быть люди (более 7 человек - уже толпа, где кто-то то и дело будет ускользать из сферы внимания). Это могут быть факторы (чаще всего к рассмотрению принимается 7-12 основных факторов, остальными пренебрегаем как менее значимыми, упрощая тем самым модель). Это могут быть варианты решения... Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев кандидаты в консультанты в ответ на задачку про питерский банк дают мне 7-10-12 идей. И всё. Дальше начинают повторяться... Поверьте, это проверено уже больше, чем на сотне кандидатов :) А меня интересуют те люди, которые выдают БОЛЕЕ ДВЕНАДЦАТИ ИДЕЙ. Но это не обязательно гении. Просто это люди, которые мыслят СИСТЕМНО и умеют СТРУКТУРИРОВАТЬ ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ.

В чём секрет? Как сгенерировать гораздо больше, чем 12 предложений? Ответ до смешного прост. Нужно любым удобным образом структурировать проблемное поле, разбив его на куски по любому подходящему принципу. Предположим, я разобью проблемное поле следующим образом: кнут и пряник. Подумаю о том, как создать угрозу для тех, кто уйдёт работать в московский банк, т.е. как сделать так, чтобы уходить было страшно. Придумаю десяток идей. Потом (ОТДЕЛЬНО!) подумаю о прянике: как сделать так, чтобы уходить было жалко. Придумаю ещё десяток идей. Итого получится 20 идей.

Или другой вариант: разобью проблемное поле иначе. Допустим, по временнОму принципу: было-есть-будет, прошлое-настоящее-будущее. Как использовать предысторию работы сотрудника с тем, чтобы уменьшить вероятность его перекупки? Как использовать сегодняшний статус сотрудника, чтобы уменьшить вероятность его перекупки москвичами? Как использовать будущее, перспективы сотрудника? По каждому "разделу" я придумаю всё те же 7...12 идей (пока не начну повторяться), но в сумме их будет уже 21...36 :)

Все методики анализа (SWOT анализ, PESTLE анализ и прочие) работают именно на этом принципе - структурирование проблемного поля. Делим всю картину на куски, "срезы", и изучаем их порознь, а потом смотрим, что получилось. Это общий подход к решению так называемых многофакторных слабоструктурированных задач. Профессиональный консультант просто обязан к любой сложной задаче подходить именно так, именно этим он и ценен. Это должно быть уже на уровне привычки.

В заключение - парочка примеров. Один кандидат, например, взял за основу пирамиду Маслоу. И на каждую "ступеньку" этой пирамиды напридумывал идей. Великолепно. Другой вообще меня удивил, нарисовав примерно такую вот картинку (воспроизвожу по памяти):



На каждую стрелочку-связь он напридумывал идей. Спрашиваю: "А как ты используешь связь сотрудник-тёща?" - "А я дам тёще полис добровольного медицинского страхования - пусть потом сотрудник объясняет тёще, что после его перехода в другой банк ей придётся лечиться в другой поликлинике. Втягивая дополнительных людей в принятие решения мы тем самым затрудняем это решение." "А как ты используешь связь сотрудник-питерцы?" - "А я расклею по городу плакаты, повествующие о том, как маленький, но гордый питерский банк противостоит натиску московского бабла. С фотографиями сотрудников. Пусть потом они объясняют свои друзьям, как они продались московскому баблу и предали Питер..." И так на каждую связь на картинке. Я был в шоке... :)

В теперь посмотрите на свои ответы на задачку, посчитайте их и обратите внимание, на то, у кого они сгруппированы и каким образом :)


Первая задачка - по маркетингу и правильный ответ на неё.

Ну что, продолжать? давать третью задачку?
Tags: Годишься ли ты в консультанты, Работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments