shuster (shuster) wrote,
shuster
shuster

Секрет задачки про питерский банк

Открываю секрет задачки про питерский банк (все ответы-комментарии к посту я раскрыл - можно полюбопытствовать).


В задачке, конечно, есть хитрость. На самом деле я в первую очередь смотрю не на содержание ответов, а на их число. И вот почему:

Дураки в консультанты не идут. В подавляющем большинстве случаев, если человек ищет работу консультанта - он считает себя умным. И, как правило, таковым является. Но у умных людей есть одна общая особенность: 99% задач, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, слишком просты для них и решаются "с ходу", не требуя тщательного анализа и размышлений. Очень скоро умные люди привыкают не думать, сразу выдавая варианты решения на основании уже накопленного большого опыта, пользуясь своими быстрыми мозгами. И в 99% случаев этого достаточно. Но, увы, (или наоборот - к счастью) консультанты как раз и нужны для решения того одного процента задач, которые с ходу не решаются... Задачка про питерский банк помогает мне выявлять тех, кто не разучился думать всерьёз :)

Любой нормальный человек способен удержать в сфере своего внимания 7 объектов. Реже - до 12 объектов. Больше - только гении. Что за объекты, которые нам нужно удержать в сфере внимания? Это могут быть люди (более 7 человек - уже толпа, где кто-то то и дело будет ускользать из сферы внимания). Это могут быть факторы (чаще всего к рассмотрению принимается 7-12 основных факторов, остальными пренебрегаем как менее значимыми, упрощая тем самым модель). Это могут быть варианты решения... Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев кандидаты в консультанты в ответ на задачку про питерский банк дают мне 7-10-12 идей. И всё. Дальше начинают повторяться... Поверьте, это проверено уже больше, чем на сотне кандидатов :) А меня интересуют те люди, которые выдают БОЛЕЕ ДВЕНАДЦАТИ ИДЕЙ. Но это не обязательно гении. Просто это люди, которые мыслят СИСТЕМНО и умеют СТРУКТУРИРОВАТЬ ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ.

В чём секрет? Как сгенерировать гораздо больше, чем 12 предложений? Ответ до смешного прост. Нужно любым удобным образом структурировать проблемное поле, разбив его на куски по любому подходящему принципу. Предположим, я разобью проблемное поле следующим образом: кнут и пряник. Подумаю о том, как создать угрозу для тех, кто уйдёт работать в московский банк, т.е. как сделать так, чтобы уходить было страшно. Придумаю десяток идей. Потом (ОТДЕЛЬНО!) подумаю о прянике: как сделать так, чтобы уходить было жалко. Придумаю ещё десяток идей. Итого получится 20 идей.

Или другой вариант: разобью проблемное поле иначе. Допустим, по временнОму принципу: было-есть-будет, прошлое-настоящее-будущее. Как использовать предысторию работы сотрудника с тем, чтобы уменьшить вероятность его перекупки? Как использовать сегодняшний статус сотрудника, чтобы уменьшить вероятность его перекупки москвичами? Как использовать будущее, перспективы сотрудника? По каждому "разделу" я придумаю всё те же 7...12 идей (пока не начну повторяться), но в сумме их будет уже 21...36 :)

Все методики анализа (SWOT анализ, PESTLE анализ и прочие) работают именно на этом принципе - структурирование проблемного поля. Делим всю картину на куски, "срезы", и изучаем их порознь, а потом смотрим, что получилось. Это общий подход к решению так называемых многофакторных слабоструктурированных задач. Профессиональный консультант просто обязан к любой сложной задаче подходить именно так, именно этим он и ценен. Это должно быть уже на уровне привычки.

В заключение - парочка примеров. Один кандидат, например, взял за основу пирамиду Маслоу. И на каждую "ступеньку" этой пирамиды напридумывал идей. Великолепно. Другой вообще меня удивил, нарисовав примерно такую вот картинку (воспроизвожу по памяти):



На каждую стрелочку-связь он напридумывал идей. Спрашиваю: "А как ты используешь связь сотрудник-тёща?" - "А я дам тёще полис добровольного медицинского страхования - пусть потом сотрудник объясняет тёще, что после его перехода в другой банк ей придётся лечиться в другой поликлинике. Втягивая дополнительных людей в принятие решения мы тем самым затрудняем это решение." "А как ты используешь связь сотрудник-питерцы?" - "А я расклею по городу плакаты, повествующие о том, как маленький, но гордый питерский банк противостоит натиску московского бабла. С фотографиями сотрудников. Пусть потом они объясняют свои друзьям, как они продались московскому баблу и предали Питер..." И так на каждую связь на картинке. Я был в шоке... :)

В теперь посмотрите на свои ответы на задачку, посчитайте их и обратите внимание, на то, у кого они сгруппированы и каким образом :)


Первая задачка - по маркетингу и правильный ответ на неё.

Ну что, продолжать? давать третью задачку?
Tags: Годишься ли ты в консультанты, Работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 33 comments