shuster (shuster) wrote,
shuster
shuster

Вдоль Турции под парусом - часть 1 из 3.



Теоретические экзамены на капитана яхты (bareboat skipper) я сдал еще в июле. Пришла пора выходить в море по-настоящему. И вот ранним утром 29 августа я прилетел в Стамбул...


Команда подобралась пёстрая. Михаил Шадрин - капитан и инструктор, моряк-подводник советской закалки. Лена, его жена, кок. Игорь, здоровенный и приятнейший дядька из Одинцово, моложе меня на полгода. Илья и Бронислава - парочка презабавнейших молодых яппи из Москвы. 24 года, работа по 12 часов без выходных, карьера и статус превыше всего.


Самолёт на Даламан вечером, за 4 часа устраиваю Игорю экспресс-пробежку по Стамбулу - от Таксим до голубой мечети. Поглядывем на Босфор, представляя, как в этой мешанине паромов пробираться на яхте. По первым прикидкам получается - никак или со страшными матюгами и квадратными от ужаса глазами. Правил, которым нас учили, здесь не соблюдает вообще никто...


зато красиво - на Стамбульских набережных с чашечкой кофе можно просидеть с удовольствием не один час. И даже не один день - проверено уже :)

Даламан, часа полтора езды до Мармариса в комфортабельном микроавтобусе. В марину приезжаем уже в темноте. Здесь нас ждёт наша "Auriga" - 36-футовая яхта (Бавария). На яхте - носовая каюта приличных размеров (для капитана с женой), два кормовых двухместных саркофага (назвать каютами эти шкафчики язык не поворачивается), довольно просторная кают-компания с диванами, плита, холодильник. Переглянувшись с Игорем (тоже больше 100 кг живого веса) понимаем, что в каюте поместимся разве что в обнимку. Принимаю решение спать в кают-компании, кстати, потом ни разу не пожалел - там и просторно и свежо. Ужинаем в чудесном ресторанчике "Divan@marina" на втором этаже, с видом на гавань. Не по-турецки изысканная кухня и прекрасный сервис. Сбегали в душ (на яхте он тоже есть, но крошечный и не очень удобный - поэтому в каждой приличной марине есть все удобства). Отбой.


Утро великолепно. Пока попутчики спят, прогуливаюсь по пристани с фотоаппаратом, любуюсь лесом мачт и идеально ровным зеркалом воды. Часам к девяти подходит персонал марины - время принимать яхту. Ползаем по всем закоулкам, включаем и трогаем всё, что только можно, изводя несчастных турок сотнями вопросов - нам простительно, мы учимся - нам потом свои яхты в аренду брать. Уже потом, в море, постепенно выявился список пропущенных неисправностей: Не работает датчик топлива. Нифига не принимает navtex (погодный факс). Перегорела лампочка освещения кокпита. Слетает тросик газа на подвесном моторе тузика (надувной лодки). Но это всё мелочи.

Прокладываю первый в жизни курс, по которому предстоит пройти. На каждую точку - минимум два пеленга, все строго по науке. Умаялся. Уже на второй день стало ясно, что вся эта работа лишняя - на палец левее этого мыса, потом держим воооон на тот остров, а за ним сворачиваем... Но на то она и практика...

Вышли в море. Ветер в корму, довольно сильный, да и волна поднялась балла на четыре. Красиво, но качает. И качает. И качает... Часа три-четыре я продержался - потом стало стремительно плохеть. Шутки-прибаутки стихли, удерживаю глазами точку на горизонте, отвечать на вопросы стараюсь односложно, чтобы завтрак к горлу не подступал. Вот они, самые мои главные страхи: а что, если так будет все десять дней? Я ведь на яхте в первый раз в жизни...

К вечеру приходим в живописную бухту чуть юго-восточнее Екинчика (карта в конце поста). Причал, хрустально-прозрачная вода, роскошный ресторан на холме. Первая швартовка, бестолково суетимся по лодке с канатами и верёвками. Встали. Земля на берегу под ногами ощутимо качается, мысль об ужине не вдохновляет ни разу. Впрочем, купание в сумерках и свежий воздух быстро возвращают аппетит, тем более, что кухня в этом пиратском ресторанчике на редкость хороша.


Утро снова выдалось расчудесное (как, впрочем, и каждый день в этой поездке). Снова душ на берегу, скорый завтрак, отчаливаем. Вчерашняя морская болезнь куда-то испарилась и впоследствии больше не проявлялась, хотя качало местами и посильнее. На третий день я даже ухитрялся спать во время переходов внизу, в кают-компании (внутри обычно укачивает гораздо сильнее), не раскрывая глаз перебираясь на противоположную койку, когда лодка ложилась на другой галс и менялся крен. В общем - привык, приспособился. И не только я - по-настоящему за десять дней так никого и не укачало, боялись зря.

А вообще стало понятно, что яхтинг - удел терпеливых. 36-футовая Бавария идёт под мотором 4 узла (чуть больше 7 км/ч), под парусами до 6,5-7 узлов (11-12 км/ч) - больше ее, похоже, не разогнать, если только ветер не будет уж совсем штормовой. Так что 20-мильный переход это часов пять неторопливого движения. Если ветер дует сбоку или спереди (от галфвинда до бейдевинда), то весело и с ветерком, и даже кажется, что быстро. Если сзади (бакштаг, фордевинд), то ветер не ощущается и кажется, что ползёшь как черепаха (хотя на самом деле с той же скоростью). В этот день не слишком повезло - шли с попутным ветром, довольно быстро, но не слишком эффектно. Зато очень красиво - Турция с моря выглядит куда как эффектнее, чем с балкона отеля. И волны. И небо. И неторопливо проплывающие мимо острова и мысы.


Ночная стоянка - на одном из таких островов, Tersane. Населявших его греков депортировали в 22-м году, с тех пор это территория Турции. От Греков остались развалины построек, заросшие руины. В небольшой, узкой и очень живописной бухточке - крошечный ресторанчик и причал для яхт. К слову сказать, такой ресторанчик найдётся почти в каждой удобной бухточке на побережье - обслуживают они исключительно яхтсменов (по суше до них часто не добраться), причал с мурингом бесплатно, но хозяин рассчитывает, что вы заглянете к нему поужинать. А почему бы и нет? Свежая рыба, чай, немногочисленная приятная публика. Не хочешь в ресторан - стань тут же рядом на якорь, за якорную стоянку ты никому ничего не должен платить.

Кстати о публике: это ещё одно преимущество яхтинга. За 10 дней не слышал шумных пьяных воплей, не видел мерзких испитых рож, все приветливы, вежливы, улыбчивы. И на стоянке, и в ресторанчике, всегда можно пообщаться с соседями, обменяться опытом и впечатлениями, просто потрепаться за жизнь. Вот слева от нас, на фото, молодая пара из Голландии на совсем крошечной 27-футовой лодочке. А что, для двоих - в самый раз. Перекинулись парой фраз, поругали скучную Гаагу, похвалили Амстердам, обсудили достоинства и недостатки наших посудин...


К вечеру вода в бухточке - как парное молоко, вылезать не хочется совсем. Не помню, чтобы когда-нибудь до этого я так часто и с таким удовольствием купался. Подходят и становятся на стоянку красивые стройные яхты, медленно темнеет, в воде начинают отражаться первые звёзды. Позже, ночью, небо будет белым от них. И можно будет плавать в черной теплой воде, уставившись в сияющее ночное небо. А впереди еще семь дней путешествия...

Все фотографии - водонепроницаемая мыльница Panasonic Lumix DMC-FT1 плюс немного фотошопа
Яхтенная школа, куда я записывался - http://skippers.ru
Стоимость теоретического курса - около $1000, стоимость практического курса - чуть больше $2000, билеты Москва-Стамбул-Даламан - $500, за 10 дней на всякие ресторанчики потрачено еще долларов 500. Итого примерно $4000.

Карта похода - здесь.
Tags: Турция, Фото, Яхтинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →