shuster (shuster) wrote,
shuster
shuster

Вдоль Турции под парусом - часть 1 из 3.



Теоретические экзамены на капитана яхты (bareboat skipper) я сдал еще в июле. Пришла пора выходить в море по-настоящему. И вот ранним утром 29 августа я прилетел в Стамбул...


Команда подобралась пёстрая. Михаил Шадрин - капитан и инструктор, моряк-подводник советской закалки. Лена, его жена, кок. Игорь, здоровенный и приятнейший дядька из Одинцово, моложе меня на полгода. Илья и Бронислава - парочка презабавнейших молодых яппи из Москвы. 24 года, работа по 12 часов без выходных, карьера и статус превыше всего.


Самолёт на Даламан вечером, за 4 часа устраиваю Игорю экспресс-пробежку по Стамбулу - от Таксим до голубой мечети. Поглядывем на Босфор, представляя, как в этой мешанине паромов пробираться на яхте. По первым прикидкам получается - никак или со страшными матюгами и квадратными от ужаса глазами. Правил, которым нас учили, здесь не соблюдает вообще никто...


зато красиво - на Стамбульских набережных с чашечкой кофе можно просидеть с удовольствием не один час. И даже не один день - проверено уже :)

Даламан, часа полтора езды до Мармариса в комфортабельном микроавтобусе. В марину приезжаем уже в темноте. Здесь нас ждёт наша "Auriga" - 36-футовая яхта (Бавария). На яхте - носовая каюта приличных размеров (для капитана с женой), два кормовых двухместных саркофага (назвать каютами эти шкафчики язык не поворачивается), довольно просторная кают-компания с диванами, плита, холодильник. Переглянувшись с Игорем (тоже больше 100 кг живого веса) понимаем, что в каюте поместимся разве что в обнимку. Принимаю решение спать в кают-компании, кстати, потом ни разу не пожалел - там и просторно и свежо. Ужинаем в чудесном ресторанчике "Divan@marina" на втором этаже, с видом на гавань. Не по-турецки изысканная кухня и прекрасный сервис. Сбегали в душ (на яхте он тоже есть, но крошечный и не очень удобный - поэтому в каждой приличной марине есть все удобства). Отбой.


Утро великолепно. Пока попутчики спят, прогуливаюсь по пристани с фотоаппаратом, любуюсь лесом мачт и идеально ровным зеркалом воды. Часам к девяти подходит персонал марины - время принимать яхту. Ползаем по всем закоулкам, включаем и трогаем всё, что только можно, изводя несчастных турок сотнями вопросов - нам простительно, мы учимся - нам потом свои яхты в аренду брать. Уже потом, в море, постепенно выявился список пропущенных неисправностей: Не работает датчик топлива. Нифига не принимает navtex (погодный факс). Перегорела лампочка освещения кокпита. Слетает тросик газа на подвесном моторе тузика (надувной лодки). Но это всё мелочи.

Прокладываю первый в жизни курс, по которому предстоит пройти. На каждую точку - минимум два пеленга, все строго по науке. Умаялся. Уже на второй день стало ясно, что вся эта работа лишняя - на палец левее этого мыса, потом держим воооон на тот остров, а за ним сворачиваем... Но на то она и практика...

Вышли в море. Ветер в корму, довольно сильный, да и волна поднялась балла на четыре. Красиво, но качает. И качает. И качает... Часа три-четыре я продержался - потом стало стремительно плохеть. Шутки-прибаутки стихли, удерживаю глазами точку на горизонте, отвечать на вопросы стараюсь односложно, чтобы завтрак к горлу не подступал. Вот они, самые мои главные страхи: а что, если так будет все десять дней? Я ведь на яхте в первый раз в жизни...

К вечеру приходим в живописную бухту чуть юго-восточнее Екинчика (карта в конце поста). Причал, хрустально-прозрачная вода, роскошный ресторан на холме. Первая швартовка, бестолково суетимся по лодке с канатами и верёвками. Встали. Земля на берегу под ногами ощутимо качается, мысль об ужине не вдохновляет ни разу. Впрочем, купание в сумерках и свежий воздух быстро возвращают аппетит, тем более, что кухня в этом пиратском ресторанчике на редкость хороша.


Утро снова выдалось расчудесное (как, впрочем, и каждый день в этой поездке). Снова душ на берегу, скорый завтрак, отчаливаем. Вчерашняя морская болезнь куда-то испарилась и впоследствии больше не проявлялась, хотя качало местами и посильнее. На третий день я даже ухитрялся спать во время переходов внизу, в кают-компании (внутри обычно укачивает гораздо сильнее), не раскрывая глаз перебираясь на противоположную койку, когда лодка ложилась на другой галс и менялся крен. В общем - привык, приспособился. И не только я - по-настоящему за десять дней так никого и не укачало, боялись зря.

А вообще стало понятно, что яхтинг - удел терпеливых. 36-футовая Бавария идёт под мотором 4 узла (чуть больше 7 км/ч), под парусами до 6,5-7 узлов (11-12 км/ч) - больше ее, похоже, не разогнать, если только ветер не будет уж совсем штормовой. Так что 20-мильный переход это часов пять неторопливого движения. Если ветер дует сбоку или спереди (от галфвинда до бейдевинда), то весело и с ветерком, и даже кажется, что быстро. Если сзади (бакштаг, фордевинд), то ветер не ощущается и кажется, что ползёшь как черепаха (хотя на самом деле с той же скоростью). В этот день не слишком повезло - шли с попутным ветром, довольно быстро, но не слишком эффектно. Зато очень красиво - Турция с моря выглядит куда как эффектнее, чем с балкона отеля. И волны. И небо. И неторопливо проплывающие мимо острова и мысы.


Ночная стоянка - на одном из таких островов, Tersane. Населявших его греков депортировали в 22-м году, с тех пор это территория Турции. От Греков остались развалины построек, заросшие руины. В небольшой, узкой и очень живописной бухточке - крошечный ресторанчик и причал для яхт. К слову сказать, такой ресторанчик найдётся почти в каждой удобной бухточке на побережье - обслуживают они исключительно яхтсменов (по суше до них часто не добраться), причал с мурингом бесплатно, но хозяин рассчитывает, что вы заглянете к нему поужинать. А почему бы и нет? Свежая рыба, чай, немногочисленная приятная публика. Не хочешь в ресторан - стань тут же рядом на якорь, за якорную стоянку ты никому ничего не должен платить.

Кстати о публике: это ещё одно преимущество яхтинга. За 10 дней не слышал шумных пьяных воплей, не видел мерзких испитых рож, все приветливы, вежливы, улыбчивы. И на стоянке, и в ресторанчике, всегда можно пообщаться с соседями, обменяться опытом и впечатлениями, просто потрепаться за жизнь. Вот слева от нас, на фото, молодая пара из Голландии на совсем крошечной 27-футовой лодочке. А что, для двоих - в самый раз. Перекинулись парой фраз, поругали скучную Гаагу, похвалили Амстердам, обсудили достоинства и недостатки наших посудин...


К вечеру вода в бухточке - как парное молоко, вылезать не хочется совсем. Не помню, чтобы когда-нибудь до этого я так часто и с таким удовольствием купался. Подходят и становятся на стоянку красивые стройные яхты, медленно темнеет, в воде начинают отражаться первые звёзды. Позже, ночью, небо будет белым от них. И можно будет плавать в черной теплой воде, уставившись в сияющее ночное небо. А впереди еще семь дней путешествия...

Все фотографии - водонепроницаемая мыльница Panasonic Lumix DMC-FT1 плюс немного фотошопа
Яхтенная школа, куда я записывался - http://skippers.ru
Стоимость теоретического курса - около $1000, стоимость практического курса - чуть больше $2000, билеты Москва-Стамбул-Даламан - $500, за 10 дней на всякие ресторанчики потрачено еще долларов 500. Итого примерно $4000.

Карта похода - здесь.
Tags: Турция, Фото, Яхтинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 48 comments